Профсоюзы и революционные союзы
Недоверие к профсоюзам тянется с советских времен. К сожалению, нынешние профсоюзные ячейки на государственных и коммунальных предприятиях работают по той же схеме, что и в СССР: раз в год путевка в санаторий, подарок на Новый год, оплата больничных — на этом «помощь» заканчивается. Не удивительно, что трудящиеся не доверяют профсоюзам, и чем дальше, тем чаще выходят из них, предпочитая лучше сэкономить 1% от зарплаты (членский взнос), чем отдавать деньги сомнительной организации непонятно зачем и на что.
В «государстве рабочих и крестьян» организации, защищающие права трудящихся, были не нужны, — ведь само государство, как уверяли, выступает их главным защитником. «Советы» ушли в прошлое, но официальные профсоюзы, словно живя в давно развалившемся мире, продолжают играть по прежним правилам, протаскивая в капиталистическую Украину не ведомо как уцелевшие после «совка» организационную рыхлость, правовую апатию и политическую безмятежность.
Профсоюзы на предприятиях включают в себя как трудящихся, так и их руководство: директоров, замов, начальников всех мастей. Главы профсоюзов (как правило – самые амбициозные работники) становятся перед дилеммой: что выбрать, защиту прав трудящихся или лояльность к руководству? Профсоюзная копилка — это неплохая прибавка к зарплате, да и хорошими отношениями с директором пренебрегать не хочется… И логика, и практические наблюдения подсказывают – руководитель профсоюза на предприятии (если он, конечно, не Маркс или Че Гевара) никогда и ни при каких обстоятельствах не пойдет против своих собственных, шкурных интересов. А интересы эти заключаются в: а) продолжении работы на занимаемой должности и получении, соответственно, куска от профсоюзных взносов и б) благоприятных отношениях с начальством. Любой руководитель официального профсоюза понимает – чтобы и дальше занимать теплое местечко, лучше не рыпаться, но продолжать, используя всю свою сноровку, виляние между трудящимися и начальством с целью заморочить голову первым и угодить второму.
Именно здесь кроется то преимущество, которым обладает независимый профсоюз перед профсоюзом официальным, — не ангажированность. Независимый профсоюз всегда выбирает сторону трудящегося по той простой причине, что он не связан — ни идейно, ни профессионально, ни материально — с руководством данного предприятия.
В этом огромный плюс независимых профсоюзов. Но, к сожалению, это не решает проблем, грозящих профсоюзному движению в целом.
Активисты профсоюза «Трудовая Солидарность» убеждены: современные профсоюзы должны не бояться вступать в политическую борьбу. Эффективно решать вопросы, продиктованные украинской реальностью, прежним, точечным, узкопрофильным способом – невозможно. Защита трудовых прав путем разовых акций, при всеобщей коррумпированности судов и гнилости властной системы, — защита трудовых прав в стране, в которой закон нарушается от властной верхушки и до самого низа, — защита трудовых прав без изменения самого ядра, самой системы государственной власти, — такая защит сродни сизифову труду.
В цивилизованном государстве, где господствует принцип верховенства права, профсоюз выступает в случаях почти исключительных – где налицо нарушение законодательства и где, стало быть, протестной акцией, судом, стачкой можно вернуть ситуацию в правовое русло. Другое дело – Украина. Тут нарушение закона не исключение, но правило. Трудящиеся привыкли, что сфера их трудовых прав и обязанностей давным-давно вышла за рамки правового поля. Неофициальное трудоустройство, зарплаты «в конвертах», задержки зарплат, незаконные увольнения, спекуляции с трудовыми договорами и испытательными сроками и т.д., и т.п., — все это для нас, к сожалению, норма. Причем все перечисленное касается не только сферы частных компаний и коммерческих структур, — государственные и коммунальные предприятия так же подвержены этим язвам.
И профсоюзы, сфера деятельности которых ограничивается правовым полем, оказываются здесь бессильны. Добиваясь успеха в решении конкретной проблемы экономического или правового характера, — они терпят фиаско, когда проблема носит системный, политический характер. А именно системностью правонарушений и отличается сфера трудовых отношений в нашем государстве.
Приведу пример.
На коммунальном предприятии «Киевпастранс» задержки зарплаты на 2-3 месяца регулярны на протяжении нескольких лет. Независимый профсоюз готов решить вопрос и добиться выплат зарплат для своих представителей, но и мы, активисты и работники предприятия понимаем – это капля в море. Через месяц та же ситуация повторится. Разовое решение отдельной задачи не в состоянии решить проблему в целом. Ведь корень и начало проблемы не в предприятии, но в самой структуре власти, распределении ресурсов и руководителях, которые назначаются «сверху». И, стало быть, вопрос из узкопрофильного, ограниченного рамками данного предприятия и данного трудового спора, превращается в вопрос глобальный, политический. Именно так на свои задачи должны смотреть современные профсоюзы. Вопрос задержки зарплаты на коммунальном предприятии, так же как и вопрос неофициального оформления или невыплаты зарплаты в коммерческой структуре (повсеместные трудоустройство без трудовой книжки и зарплаты «в конвертах» — болевые точки, которыми в любой момент может воспользоваться работодатель), можно эффективно решить только одним путем – путем изменений в самой структуре государственной власти. То есть путем политическим. Профсоюзы старого типа, узкопрофильные, замкнутые в экономических и правовых вопросах, отжили себя; на их место должны выйти новые организации – профсоюзы, которые держат на прицеле политическую цель.
Готовность включиться в политическую борьбу, и в случае необходимости трансформироваться в революционные союзы, — артерии, по которым побежит кровь новой Революции, — вот задача, вот идеология современного профсоюзного движения.
Украинская революция взяла паузу. Первый ее этап прерван (увенчан) войной. Под личиной национальной борьбы скрывалось социалистическое ядро Революции. Сотни тысяч людей, наводнившие Майдан, оказались там лишь по одной причине: требование лучшей жизни. Социальный вопрос в чистом виде. И с прославлением Бандеры этот народный протест имел столь же мало общего, как и с походом против «Русского мира», — скорлупа, в которую его пытаются поместить как ультраправые украинские националисты, так и полоумные апологеты путинской империи. И те и другие сошлись тут в едином. И те и другие попали пальцем в небо.
Революция (точнее – первый ее этап) не удалась, т.к. цели ее не были достигнуты. Вместо одного олигархического клана к власти пришел другой олигархический клан. Власть как была антинародной, так ею и осталась.
Но протест в массах не утихает, а с окончанием войны – вырвется с новой силой. И тут встает вопрос: кто подхватит инициативу? Окажутся ли это снова правые, доказавшие уже свою несостоятельность, или это будут новые, левые силы, берущие четкий ориентир на социальные, классовые преобразования?
Общественные организации и прежде всего профсоюзы обеспечивают нам, левым активистам связь с массами. Именно через профсоюзы мы можем и должны агитировать трудящихся, внушая им идеи новых преобразований.
И если мы хотим оказать на гребне, когда придет время новой Революции, мы должны отвести исключительную роль профсоюзной агитации. Мы должны превратить профсоюзы в революционные союзы, в бомбы замедленного действия, рассыпанные по всей территории Украины. Тогда и только тогда наш успех в новой Революции может стать реальностью.
Олег Костюк, представитель профсоюза «Трудовая Солидарность»